За последние 2,5 года средняя площадь магазинов в десяти сегментах ритейлеров сократилась в среднем на 1,5%

СТАТИСТИКА
9 сентября 2024

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, с IV квартала 2021 года по II квартал 2024 года средняя площадь магазинов по десяти профилям ритейлеров в десяти ключевых торговых центрах Москвы снизилась на 1,5%. При этом в зависимости от сегмента наблюдалась разнонаправленная динамика: часть профилей арендаторов существенно сократила свое присутствие, другая часть – напротив усилила представленность.

Причинами такого перераспределения общей структуры ритейла является уход иностранных игроков и дробление занимаемых ими площадей на меньшие по площади магазины. В целом за последние 2,5 года общая структура столичного ритейла трансформировалась в полноценные многофункциональные пространства, где посетители могут не только приобрести необходимые товары, но и воспользоваться различными сервисами для улучшения качества жизни. Данный тренд продолжится в будущем.

В Nikoliers проанализировали 10 ключевых торговых центров столицы: «Авиапарк», Сolumbus, «Метрополис», «Афимолл Сити», «Павелецкая Плаза», «Каширская Плаза», «Vegas Кунцево», Vegas Crocus City, «Ривьера», «Океания». Были рассмотрены крупные сетевые игроки, занимающие помещения от 500 квадратных метров, которые формируют порядка 70% арендопригодной площади торговых центров.

Ритейлеры, специализирующиеся в таких сегментах, как fashion, «бытовая техника и электроника», «общественное питание», «продукты», «развлечения» и «товары для спорта», сократили среднюю площадь занимаемых помещений на 12,8% за последние 2,5 года. За этот же период ритейлеры, работающие в категориях «фитнес», «товары для дома», «красота и здоровье» и «товары для детей» увеличили среднюю площадь занимаемых площадей на 21,8%.

Снижение средней занимаемой площади у ритейлеров в таких сегментах как «бытовая техника и электроника» и «продукты» связаны с запуском магазинов меньшего формата, тогда как в сегменте «товары для спорта» – с уходом с рынка некоторых иностранных игроков. Именно в сегменте товаров для спорта наблюдается наибольшее сокращение площадей (-17%) – после ухода Decathlon не во всех торговых центрах, где ранее работал бренд, открылся Desport, также новые игроки спортивного сегмента запускались на площадках меньшей площадью 800-900 квадратных метров, что привело к снижению средней площади магазинов данного профиля. На 15% сократилась средняя площадь помещений в сегменте «развлечения» за счет появления детских развлекательных центров и компьютерных клубов меньшего метража.

Если говорить про сегмент fashion, то здесь средняя занимаемая площадь операторов за 2,5 года сократилась на 13,7%. Сокращение площадей связано с дроблением лотов ушедших брендов и открытием на их месте нескольких магазинов меньшего метража. Например, в ТРЦ «Авиапарк» на месте H&M было открыто сразу три магазина Melon Fashion Group – Befree, Love Republic и Sela. Аналогичная ситуация произошла в торговом центре «Океания»: теперь на месте магазина H&M там располагаются Gloria Jeans и «Снежная Королева». Увеличение таких кейсов приводит к снижению показателя средней площади, однако в сегменте крупных брендов, которые сейчас активно открывают новые точки, расширяют форматы, а также в рамках одного торгового центра переезжают в новые помещения большего размера, наблюдается противоположная динамика. Так, доля таких крупных fashion-игроков как Melon Fashion Group, Gloria Jeans, Lime, «Стокманн» выросла на 15 п.п. с 6,6% в IV квартале 2022 года до 21,6% во II квартале 2024 года в структуре fashion-операторов в ключевых ТЦ Москвы.

Снижение площадей в категории «бытовая техника и электроника» (-7%) также объясняется открытием магазинов меньшего формата – например, DNS, средняя площадь которого 300-500 квадратных метров, а более крупный формат – 1000 квадратных метров. В то время как в 2021 году наиболее представленными в торговых центрах операторами данного профиля были «М.Видео» и «Эльдорадо» со средней площадью 1-1,5 тысяч квадратных метров.

Также наблюдается сокращение площадей продуктовых гипермаркетов, что связано с тем, что многие продуктовые ритейлеры и операторы общественного питания активно развивают онлайн-заказы и доставку, в результате чего сокращают площадь части магазинов. Например, «Перекресток» в два раза сократил свою площадь в ТРЦ «Метрополис» с 10 до 5 тысяч квадратных метров. По этой же причине сократилась средняя площадь категории «общественного питания» (-5%) – открывались рестораны и кафе площадью 500-600 квадратных метров (например, «Море Море» в ТРЦ «Метрополис», True Cost в ТРЦ «Афимолл Сити»).

При этом арендаторы, работающие в сегментах «красота и здоровье», «товары для дома» и «фитнес», продемонстрировали значительный рост средней площади магазинов по итогам 2,5 лет. Отдельно стоит отметить активное развитие ритейлеров из сферы «красота и здоровье» (+43,8%), таких как «Золотое яблоко» и «Лэтуаль», которые помимо увеличения количества новых магазинов, увеличили их среднюю площадь.

Рост средней площади магазинов категории «товары для дома» (+31,4%) обусловлен закрытием операторов небольшого формата «8 марта» и Zara Home, а также одновременно с этим расширение площадей, уже присутствовавших там ранее, таких как Askona и Hoff. Растущая средняя площадь площадей в категории «фитнес» (+11%) связана с общим трендом запуска фитнес-залов в торговых центрах, например, фитнес-клуб «Жара» в ТЦ «Вегас Крокус Сити», DDX в ТРЦ «Авиапарк», которые активно развиваются и расширяют сеть и др. Для профиля «товары для детей» после закрытия таких операторов, как «Кораблик» и Zara Kids, средняя площадь магазинов увеличилась на +0,5%.

Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers: «Статистика наблюдений показывает снижение средней площади магазинов в торговых центрах в целом по рынку. Глобально это объясняется одной причиной: после ухода части международных брендов их площади были поделены на магазины меньшей площади, которые активно занимали другие бренды: иностранные, которые выходили на рынок, и российские, как новые, так и уже активно развивающиеся лидеры. Несмотря на снижение средней площади магазина за счет увеличения разнообразия, в таких сегментах как fashion мы также наблюдаем существенное усиление крупных российских игроков, которые за 2,5 года смогли кратно увеличить свою представленность в ключевых ТЦ. Заметное увеличение средней площади магазинов в категориях «красота и здоровье», «товары для дома» и «фитнес» говорит о растущем интересе потребителей к этим направлениям и продолжающейся трансформации торговых центров в многофункциональные пространства, где покупателям предлагаются не только товары, но и различные услуги для улучшения качества жизни. В будущем доля life-style арендаторов в ТЦ продолжит расти».

Ранее мы рассказывали о том, что торговые центры стали лидерами среди самых дружелюбных мест для посетителей с животными.



По материалам сайта CUD.NEWS

К списку новостей

Лучшие предложения

Участок промышленного назначения в Краснодаре

id 02658

Краснодарский край, город Краснодар, ул. им. Демуса М.Н., з/у 29
Площадь 13.00 га
Актуальность 04.07.2024
650 000 000 ₽
Подробнее
Административное здание под банк или представительство

id 02447

г. Москва, 3-я ул. Ямского Поля, вл. 19, стр. 1, 2
Площадь 0.24 га
Актуальность 12.08.2024
1 190 000 000 ₽
Подробнее
Участок под малоэтажную жилую застройку

id 01657

МО, Люберецкий район, Машково, Заречная
Площадь 6.49 га
Актуальность 10.06.2024
380 000 000 ₽
Подробнее
Участок под ЖС в Дедовске

id 02117

обл. Московская, р-н Истринский, г. Дедовск
Площадь 10.29 га
Актуальность 11.06.2024
Цена по запросу
Подробнее
Земельный массив рекреационного назначения во Фрязино

id 01628

Московская область, г. Фрязино, ул. Озерная, район оз. Большое
Площадь 28.59 га
Актуальность 25.07.2023
800 000 000 ₽
Подробнее
Земельный участок с ТЦ в ЮВАО Москвы

id 01884

г. Москва, ул. Паперника, вл. 9
Площадь 0.62 га
Актуальность 10.01.2024
440 000 000 ₽
Подробнее
Участок под малоэтажное жилищное строительство в Истринском районе

id 01640

обл. Московская, р-н Истринский, с/пос. Ивановское
Площадь 23.80 га
Актуальность 10.06.2024
1 000 000 000 ₽
Подробнее
Земельный участок с ТЦ в Москве

id 01883

г Москва, ул Белозерская, вл 11
Площадь 0.32 га
Актуальность 18.07.2023
400 000 000 ₽
Подробнее
Административное здание на Мосфильмовской

id 01719

Российская Федерация, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Раменки, улица Мосфильмовская, земельный участок 35
Площадь 0.45 га
Актуальность 07.07.2023
Цена по запросу
Подробнее
Земельный участок в Пушкинском районе

id 01707

обл. Московская, р-н Пушкинский, в районе д.Ново-Воронино, контур 193
Площадь 10.00 га
Актуальность 05.07.2023
Цена по запросу
Подробнее
Земельный массив в Тверской области

id 01706

Тверская область, р-н Конаковский, с/п "Завидово", д Концово
Площадь 45.00 га
Актуальность 04.07.2023
Цена по запросу
Подробнее
Участок сельхозназначения в Пушкинском районе

id 01679

обл. Московская, р-н Пушкинский, в районе с.Рахманово, контур 196
Площадь 8.14 га
Актуальность 29.06.2023
Цена по запросу
Подробнее

Подбор или продажа земельного участка

Перезвоним вам в течение 15 минут в рабочее время
Отправляя заявку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных

Контактная информация

  • Телефон
    +7 (495) 188-99-55 Обратный звонок
  • Режим работы

    Без выходных с 10:00 до 20:00

  • Адрес офиса

    Москва, Сивцев Вражек пер., д.29/16, стр.1

  • Мессенджеры и соцсети