Строители направили властям предложения по изменению закупочного законодательства
ДАЙДЖЕСТСтроительная отрасль направила в Минфин и Минстрой РФ 38 предложений по коррекции закупочного законодательства в области строительства. Они подготовлены по результатам форума о закупках в строительстве и проектировании World Build/State Contract, говорится в сообщении СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций», являвшихся организаторами форума.
К числу наиболее важных изменений «строители» (подрядчики и заказчики) отнесли проведение строительных закупок только в виде конкурса (в настоящее время большая часть закупок проходит в форме электронного аукциона), отмену или конкретизацию понятий «нецелевое использование бюджетных средств» и «неэффективное использование бюджетных средств», введение зеркальных штрафных санкций за нарушение сроков и сокращение сроков оплаты госкомпаниями строго до 7 дней, запрет на замену материалов на более дешевые аналоги, учет логистических затрат в сметах и пр.
При этом в сообщении отмечается, что эти и другие предложения подготовлены на основании практического опыта, полученного в ходе проведения строительных закупок и реализации соответствующих проектов. Так, например, обязательность их проведения только в виде конкурса позволит решить проблему демпинга.
«В критериях выборах подрядчика 60% приходится на ценовые критерии (кто даст меньшую сумму при торгах) и только 40% отводится на квалификацию и опыт. В результате, заказчики выбирают победителем того, кто озвучит наименьшую сумму. Демпингующий подрядчик получает от заказчика денежные средства, выполнив, как правило, более или менее первичные работы, а затем расторгает контракт – в итоге сроки строительства растягиваются или срываются», – подчеркивается в сообщении.
Для решения проблемы предлагается внести в законодательство поправку о проведении закупок на строительство и реконструкцию только с использованием механизма конкурса, где оценивается прежде всего опыт подрядчика.
В свою очередь заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал в ходе форума, что в целом каких-то глобальных, структурных проблем в закупках в сфере строительства нет. К числу несуществующих проблем он отнес, в частности, демпинг.
«Проведенный нами анализ показал, что доля односторонних расторжений контрактов, которая в строительстве невелика и не превышает обычно 2%, никак не зависит от снижения цен. Иными словами, если цена совсем не снизилась, снизилась менее чем на 10%, или снизилась больше чем на 25%, вариация в одностороннем расторжении незначительная. Из этого можно сделать вывод, что такая проблема не существует», – сказал Лавров.
Участники форума отметили также, что на неоправданное снижение стоимости строительства влияет индекс прогнозной инфляции – он рассчитывается только на один год (используется при определении начальной (максимальной) цены контракта), а строительство может идти пять лет. Эту проблему предлагается решить за счет смещения этапа распределения бюджетных средств на период после выбора подрядчика.
Подрядчики в области строительства отмечают также, что при работе с госкомпаниями сталкиваются с задержками по оплате исполненных контрактов, которые могут достигать 180 дней. При этом подчеркивается, что действующие нормы позволяют устанавливать значительный перекос в штрафных санкциях в пользу заказчиков. Так, при срыве сроков строительства подрядчики должны платить штраф в размере 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки. Заказчик, в свою очередь, за срыв сроков оплаты должен будет выплатить только 0,01% за 10 дней просрочки платежа.
В настоящее время в рамках закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) и 223-ФЗ установлен предельный срок оплаты по контрактам – 7 дней. Однако в 44-ФЗ этот срок является обязательным, а согласно 223-ФЗ заказчики могут устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты.
Впрочем, в конце прошлого года в Госдуму РФ был внесен законопроект, предусматривающий исключение из 223-ФЗ нормы, согласно которой госкомпании могут устанавливать в своих положениях о закупках «иной срок оплаты», отличный от «базового» срока, предусмотренного законом – 7 рабочих дней.
Строители указывают также на излишние полномочия Главгосэкспертизы, которая занимается проверкой строительных проектов и может вносить в них лишние изменения. Речь идет о том, что Главгосэкспертиза может корректировать перечень строительных ресурсов, которые предполагается использовать при строительстве того или иного объекта. В частности, делать замену на более дешевые аналоги, что не всегда оправдано и эффективно.
«Также экспертиза исключает логистику из смет, при этом логистика возникает в контрактах, и подрядчику приходится брать расходы на себя, когда необходимо перевести материал из одного региона в другой. Необходимо запретить замену материалов на более дешевые аналоги и включить стоимость перевоза материала из одного региона в другой в обязательный порядок формирования смет», – отмечается в предложении строителей.
«Инициативы участников форума слышат в федеральных органах власти. Например, были приняты предложения отрасли о повышении до 50% предельного порога авансирования по строительным контрактам, снижен размер обеспечения», – отметил заместитель гендиректора СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций» Денис Снетков, слова которого приводятся в сообщении.
Ранее мы писали о том, что Минстрой хочет зафиксировать в контрактах на строительство формулы пересчета цен.
По материалам сайта CUD.NEWS
Лучшие предложения
Контактная информация
-
Телефон+7 (495) 188-99-55 Обратный звонок
-
Режим работы
Без выходных с 10:00 до 20:00
-
Адрес офиса
Москва, Сивцев Вражек пер., д.29/16, стр.1
-
Мессенджеры и соцсети