В шести российских мегаполисах отсутствуют торговые центры крупнее 150 000 квадратных метров
СТАТИСТИКАТри года назад в Перми состоялась премьера ТРЦ «Планета». С тех пор в России не появилось ни одного торгового центра с габаритами более 150 000 квадратных метров.
Некоторые города и вовсе оказались в стороне от бума в этой сфере, который пришелся на 2000-е и первую половину 2010-х. Как итог, там по-прежнему отсутствует торговая инфраструктура сверхкрупного формата. Речь идет о Казани, Красноярске, Волгограде, Тольятти, Саратове, Тюмени и ряде других локаций. Кроме того, эксперты Arendator.ru указывают, что в большинстве мегаполисов девелоперы так и не решились концентрировать на одной площадке свыше 100 000 квадратных метров арендопригодных площадей.
Масштабы торгового девелопмента все мельчают. Среди комплексов, открывшихся в 2021 году, лидировал пермский ТРЦ «Планета». Его GBA равняется 150 000 квадратных метров, а GLA – 83 100 квадратных метров. В сезоне-2022 первенство принадлежало другому проекту из Перми – первой очереди МФЦ «iMall Эспланада» (87 тыс. кв. м общей площади и 40 500 квадратных метров предназначенной для сдачи в аренду). Максимум, которого индустрии удалось достичь в 2023-м, связан с ТЦ «Мармелад» (Череповец). Под размещение ритейла и других арендаторов в нем выделено 45 000 квадратных метров из 53 000.
Очевидно, что сам жанр переживает концептуальный кризис. Столкнувшись с чередой испытаний 2020-2023 гг. (от «коронавирусной» изоляции до бойкота со стороны западных компаний), торговые центры показали себя самым уязвимым элементом в индустрии коммерческой недвижимости. Но интерес потребительской аудитории к ним стал снижаться еще до этих событий. Моллы и ТРЦ не могли больше производить тот «вау-эффект», который наблюдался 10-20 лет назад. Тогда шоппинг, представленный в ранее недоступных объемах и форматах, сам по себе был развлечением. Но сейчас культура потребления изменилась. Массовый покупатель переключился на e-commerce и относительно небольшие центры, расположенные рядом с домом или прямо внутри него. В подобных условиях строительство новых комплексов с габаритами 120-180 тысяч квадратных метров выглядит рискованным и нецелесообразным. Велика вероятность, что сложившуюся на сегодняшний день сеть проектов-гигантов ожидают исключительно точечные изменения.
По состоянию на январь 2024 года шесть из двадцати крупнейших городов РФ остаются без торговой инфраструктуры сверхкрупного масштаба (от 150 000 квадратных метров). В Казани верхний предел измеряется 137 000 квадратных метров (ТРЦ KazanMall), в Красноярске – 124 700 квадратных метров (ТРЦ «Планета»), в Волгограде – 121 800 квадратных метров (ТРЦ «Акварель»), в Тольятти – 111 000 квадратных метров (ТРК «Русь на Волге»), в Саратове – 102 000 квадратных метров (ТРЦ «Тау Галерея»), в Тюмени – 100 000 квадратных метров (ТРЦ «Кристалл»). Следует добавить, что в декабре прошлого года департамент имущественных отношений Тюменской области анонсировал строительство многофункционального торгового центра на 150 000 квадратных метров, снабженного бизнес-центром, катком, спа-зоной и «парком профессий». Он должен войти в структуру жилого комплекса «Мотивы». Однако конкретные параметры проекта и сроки реализации пока не приводятся. К тому же ранее уже готовились планы по возведению в Тюмени «супермолла». Весной 2019 года руководитель городского департамента потребительского рынка Елена Еремина сообщила о том, что в городе может быть запущен проект, который по масштабам превзойдет столичный «Авиапарк». Но какого-либо практического продолжения не последовало. В Красноярске летом 2021 года предметно обсуждалась возможность расширения местной «Планеты» – до 230 000 квадратных метров. Излишне говорить, насколько мало дальнейшие события благоприятствовали этой инциативе.
В пяти городах из первой двадцатки встречаются торговые центры с габаритами 150-160 тысяч квадратных метров – неоднократно упомянутая Пермь, Новосибирск, Уфа, Омск и Нижний Новгород. Далее в рейтинге идут Барнаул, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург (без учета пригородов). В шести локациях функционируют комплексы общей площадью 200+ тысяч квадратных метров. Помимо Москвы это Самара, Екатеринбург, Воронеж, Краснодар и Челябинск.
Если обратить внимание на параметр GLA, то в одном лишь Московском регионе есть площадки, где под аренду отдано более 200 000 квадратных метров. На региональном уровне первое место занимает краснодарский Oz Mall (164 000 квадратных метров арендопригодной площади). Близкие значения зарегистрированы в Екатеринбурге (ТРЦ «Гринвич», 147 000 квадратных метров) и Воронеже (сити-парк «Град», 144 800 квадратных метров). Также «стотысячники» базируются в Самаре (ТРК «Космопорт»), Ростове-на-Дону (ТРК «Горизонт»), Омске (ТРЦ «Мега Омск») и Уфе (ТРЦ «Мега Уфа»). Относительно немного до отметки 100 000 квадратных метров не дотягивают топовые комплексы в Казани (ТРЦ Mega Kazan, 98 000 квадратных метров), Барнауле (ТРЦ «Арена», 95 000 квадратных метров), Санкт-Петербурге (ТРЦ «Галерея», 93 000 квадратных метров), Волгограде (ТРЦ «Акварель», 92 100 квадратных метров) и Челябинске (ТРЦ «Алмаз», 92 000 квадратных метров). В прочих городах из топ-20 максимальные значения GLA варьируются от 42,3 до 83,1 тысячи квадратных метров.
Ранее мы писали о том, что мэр пообещал обновить все устаревшие торговые центры в столице.
По материалам сайта CUD.NEWS
Лучшие предложения
Контактная информация
-
Телефон+7 (495) 188-99-55 Обратный звонок
-
Режим работы
Без выходных с 10:00 до 20:00
-
Адрес офиса
Москва, Сивцев Вражек пер., д.29/16, стр.1
-
Мессенджеры и соцсети