Жители 64 волжских городов нуждаются в модернизации прибрежной инфраструктуры
РЕГИОНЫРоссия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей: их общая протяженность – около 120 000 километров. Вдоль них живет около 90 миллионов россиян, из которых 53 миллиона живет на крупных реках.
Эти цифры свидетельствуют, что треть жителей России располагает прямым доступом к отдыху и путешествиям по воде. Очевидно, реки имеют колоссальный потенциал не просто для развития туризма, но и для активации прибрежных территорий и экономики. Однако судя по данным Росстата о внутреннем туризме, мало кто из пользуется этим: пассажиропоток на экскурсионно-прогулочных речных маршрутах – 2,5 миллиона человек в год, то есть лишь 3% населения.
В других странах эти показатели гораздо выше. Лидеры по пассажиропотоку – США; в мире на них приходится более половины (51%) круизных туристов – 11,21 миллиона человек. Второе место делят Германия и Великобритания: по 15% или 3,38 миллиона. Замыкают тройку лидеров Австралия, Италия и Канада: в каждой по 800 тысяч туристов, или 12%. За ними следуют Китай, Франция, Испания и Норвегия, которые обеспечивают еще 2 миллиона туристов, или 10%.
«В России можно добиться столь же впечатляющих результатов. На межрегиональном уровне все может строиться на планировании единого комплексного маршрута, который свяжет не только города, но и, например, национальные парки, исторические объекты, туристско-рекреационные комплексы. В круизный туризм важно вовлекать более молодую аудиторию, а яхтенный делать более доступным широкому кругу пользователей», – рассказала ДОМ.NEWS Александра Сытникова, генеральный директор бюро Atlas.
Межрегиональные модели управления и планирования – это общемировая практика. По такому принципу построена стратегия устойчивого развития реки Дунай (EU Strategy for the Danube Region) с акцентом на транспортную связанность регионов и развитие туристических точек притяжения в городах. Еще один пример – программа ревитализации реки Чхонгечхон в Южной Корее, где в приоритете экологическая устойчивость и создание живописных мест для отдыха и привлечение инвестиций в инфраструктурное развитие.
В России также появляются примеры комплексного подхода к речному туризму. Например, туристская территория «Казань марина» – всесезонный загородный курорт у крупнейшего в Евразии Куйбышевского водохранилища. Уже сейчас он является значимым региональным центром летнего туризма. Курорт будет состоять из трех взаимосвязанных кластеров для различных видов отдыха и рассчитан на самую разнообразную целевую аудиторию: семьи с детьми, молодые пары и компании, яхтсмены, бизнес-группы, которые будут приезжать как с ночевкой, так и на один день, а также экскурсанты круизных судов.
Развитие Волги
Сегодня наиболее популярная среди туристов река России – Волга. По ней проходит 87% всех круизных маршрутов страны. Согласно анализу Atlas, в 64 волжских городах, 11 из которых – малые, проживает 12 млн человек. Все они – потенциальные прямые пользователи речной инфраструктуры, то есть портов, пристаней, марин и яхт-клубов. Суммарно во всех городах Волги насчитывается 859 таких объектов, то есть по одному на каждые 4 километра. Только в одном из 10 крупных волжских городов нет официальных яхт-клубов – в Астрахани.
Однако большинство пристаней и причалов в плохом состоянии и доступны далеко не всем горожанам. Часто они находятся на периферии в ИЖС для частных судов. Яхт-центры работают в формате закрытых клубов, изолированных от города. Что касается центров волжских городов, то как правило набережные состоят из типовых элементов, выглядят безлико и не отражают характер города. Из-за однообразия и дефицита благоустройства они малопривлекательны для туристов.
То же самое происходит на набережных, примыкающих к природным заповедникам: здесь не хватает комплексных многофункциональных речных туристско-рекреационных комплексов, марин с культурной и гостиничной инфраструктурой, возрожденных речных вокзалов.
«Стимулом для развития набережных и привлечения туристов могут стать не только речные круизы, но и, к примеру, короткие экскурсионные маршруты, водные спортивные активности. Яхтенный туризм также является мощным импульсом к объединению интересантов в качественной водной инфраструктуре в городе», – говорит Дарья Коваленко, руководитель проектов Atlas. – Круизный туризм набирает обороты – только за 2023 год прирост был 20%. Но глобально это менее 1% от общего турпотока. Это не самый экологичный вид транспорта, но зато впечатляющий, например, в связке с концепцией медленного туризма и путешествий по природным достопримечательностям. На Волге 6 заповедников и 4 нацпарка, на левом притоке реки Кама – 3 нацпарка. Но это необходимо усиливать другими видами путешествий по рекам на катерах, яхтах, парусных яхтах. Кроме того, важно популяризировать отдых на реках как таковой и водные виды спорта. В таком виде современные туристические комплексы и зоны отдыха, например, на Волге, вполне могут конкурировать с отдыхом на море».
Ранее мы писали о том, что до 30% речных набережных в городах России заняты промзонами.
По материалам сайта CUD.NEWS
Лучшие предложения
Контактная информация
-
Телефон+7 (495) 188-99-55 Обратный звонок
-
Режим работы
Без выходных с 10:00 до 20:00
-
Адрес офиса
Москва, Сивцев Вражек пер., д.29/16, стр.1
-
Мессенджеры и соцсети